Новогодний привет от сивучей


Новогодний привет от сивучей

Новогодний привет от сивучей

За прошедшие четыре месяца жизни в Южно-Сахалинске я не перестаю удивляться тому, как информационная повестка дня искажает представление всех без исключения жителей России о жизни в регионах, где они никогда не были. Что мне присылают друзья — ураган, деньги отобрали, циклон, Ан, ёлки упали, женщина упала с балкона, ёлка сгорела. Но к реальной жизни эти ахи-вздохи не имеют никакого отношения — снег убирают, больницы ставят людей на ноги, а ёлки восстанавливают службы. А в реальной повестке дня стоит вопрос — как провести новогодние выходные. У меня не так давно появилась машина, и я решил показать семье, которая приехала лишь в ноябре, море.


На острове поиск моря становится нетривиальной задачей. Рвануть на север до Взморья, а может на Охотск/Тунайчу, или близкой дорогой до Анивы/Корсакова? Но я не ищу простых путей — в Невельске я сам еще не был, очень интересно посмотреть Ловецкий перевал и… сивучей, которые, как я понял, неожиданно рано приплыли на разведку будущего лежбища. Бонусами оказалась обнажившаяся литоральная зона на радость детей и путешествие обратно через Холмск.

Первого января, сразу после поздравления родных с Новым годом, мы отправились в путь. Я несколько волновался за первую длительную поездку на стареньком "Легаси" — дальше лыжной трассы в Троицком на ней я еще не ездил. Поэтому решил подкачать колеса, и мы отправились в путь.


Главное отличие путешествий по сахалинским дорогам от карельских — постоянно открывающиеся виды. Ты едешь не по просеке в тайге, из которой иногда взору может открыться гладь многочисленных озер или болот. Крайне редкие подъемы на северо-западе европейской части России не позволяют взглянуть на лес сверху вниз. На Сахалине же ты только и успеваешь фиксировать новые и новые виды.


Вот мы отъезжаем от Сусунайского хребта, приближаемся к сопкам Троицкого. Долины Лютоги и лавиноопасный участок у поворота на Огоньки. В снежном убранстве и окружении холмов кажется, что это идеальное российское село, хотя не знаю, как там всё на самом деле.

Тем временем дорога взяла круто вверх — мы полезли на Ловецкий перевал. С трудом представляю, как сахалинские лыжники здесь тренируются летом на роллерах. Точнее говоря, как едут вверх более чем представляю — сам с радостью составлю им компанию. Но ехать здесь вниз?! Тормозов-то нет, можно только раскрыться, расставив широко руки, надеясь, что за поворотом не догонишь какой-нибудь автомобиль. А с авто я готов тренироваться на Ловецком — таких тренировочных трасс в России от силы пара штук (Алтай, Сочи...).

За рулем не удается насладиться открывающимися видами, да и высоченный снежный бруствер до двух метров по бокам мешает.

Светит невероятно яркое солнце — вы просто не представляете, какой это кайф карелам видеть солнце зимой!

Удивительно: по Анивскому району мы ехали по асфальту, но сразу за табличкой Невельский район асфальт покрылся плотным слоем льда.

В Невельске явно какая-то проблема со своевременной уборкой снега и разбрасыванием реагента во время метели. Снег просто укатали в лед, даже в городе. Но солнце потихоньку делает свое дело, асфальт открывается. Хорошо, что в Южно-Сахалинске с этим проблем нет.


На ютубе я узнал, что лежбище сивучей находится на старом японском брекватере на южной стороне города, но как туда добраться — небольшой квест. Плотная череда заборов частного сектора перекрывает доступ к берегу. Мы проехали чуть за брекватер — тут и парковка, и проход.

Детей впечатлила возможность пройтись по морскому берегу — скальная порода рассыпается под ногами, тут и там лежат ракушки, водоросли. Младшая нашла замерзшую морскую звезду и, конечно же, взяла её домой!

Я заглядывал в морскую даль в надежде увидеть удивительных сивучей, но как-то без особой надежды. Да, вчера их видели, а сегодня, может, они уже отправились дальше в своем, как кажется, беспечном путешествии по морям. Но мы решили дойти до начала пирса, наблюдая, как отливная вода вслед за нами вытекает в Татарский пролив.

И вот долгожданный момент настал — около самой дальней точки брекватера из воды на секунду появилось и исчезло что-то серое. А потом оно начало лезть на бетон! Я достал свою замерзающую зеркалку, навел максимальный зум, и моему восторгу не было предела! Перед нами они самые — шесть морских львов, которые нежатся на солнце!


Аккумулятора хватило ровно на шесть снимков, вот это повезло!

Этот детский восторг я испытываю не так часто — в горах, на лучших лыжных и велосипедных марафонах. Но Сахалин щедр на такие моменты: так я открыл для себя велосипедные маршруты в Макаров, гору Московскую и Быкова, лыжные трассы в перевал Чехова, Троицкое. Яркое впечатление оставил грязевой вулкан и теперь — встреча с сивучами.

Вообще вся семья оценила это соприкосновение с дикой природой. Уже дома мы изучили ареал этих животных, стиль жизни, повадки. Узнали и не очень приятные истории с попаданием сивучей в рыболовные сети и наматывание на шеи лесок. С "ожерельем" на шее животные обречены на медленную гибель — в Россию запрещен ввоз специального снотворного для морских млекопитающих, а от обычного они могут утонуть.

Но сейчас эти шестеро были здоровы, шеи свободны. Мы же никуда не спешили, поэтому обратно решили ехать через Холмск, захватив еще один горный перевал и 50 километров морского побережья.

Кстати, оказалось целой проблемой сейчас заправиться 95-м бензином на "Роснефти" — вчера я смог найти эту марку бензина только на частной заправке в Южно-Сахалинске, а в Невельске скрепя сердце залил на 500 рублей 92-го.

Дорога вдоль моря оказалось чуть менее живописной, чем при поездке в Томари, но тоже интересной. Лед покрывал трассу практически до самого Холмска, мы не торопились.

Холмск показался очень похожим на другой портовый город — Мурманск: такие же обшарпанные панельные дома на сопках, унылые пейзажи индустриальной зоны практически в центре города. Советский Союз умело клепал города, слабо пригодные для комфортной жизни людей. В плане фасадов Невельск выгодно отличается от них, но узкая полоска между берегом и горами не позволяет скрыть от взгляда неприглядные промзоны.


Но стоило выехать из Холмска — природа берет своё, грусть снимает. Шоссе чистое, можно комфортно разгоняться до 90-100 км/ч на прямых. Дорога домой пролетела быстро в размышлениях о прекрасном и не очень, но в большей степени в позитивном — сколько еще нам предстоит узнать о Сахалине!

Денис Кабанен.

Источник: ИА Sakh.com